Существует несколько основных типов повествования в художественной литературе - от первого лица, от третьего лица и поток сознания. Кроме того, выделяют такие разновидности, как повествование от второго лица, множественное повествование от первого лица и от третьего лица. Выбор типа повествования влияет на ракурс изображения, эмоциональную окраску повествования, степень достоверности.
Повествование от первого лица предполагает, что рассказ ведется от имени одного из персонажей истории. Это создает эффект полного погружения во внутренний мир героя, читатель как бы смотрит его глазами на происходящие события. Отсюда ощущение достоверности и близости к переживаниям персонажа. Но в то же время такая позиция неизбежно пристрастна и субъективна. Ведь герой оценивает все сквозь призму личных впечатлений, не зная истинных мотивов других персонажей. Автор также может намеренно утаивать или искажать некоторые факты, создавая интригу.
При повествовании от третьего лица автор неотступно следует за одним или несколькими персонажами, описывая их мысли, эмоциональные состояния и поступки со стороны. Такое всезнающее повествование дает читателю более полную и объективную картину происходящего. Можно показать внутренний мир сразу нескольких героев, их взаимоотношения и конфликты. Это позволяет раскрыть персонажей более глубоко и многогранно.
Особняком стоит поток сознания - техника передачи хаотичного течения мыслей и ассоциаций персонажа. Фактически это прямая проекция работы сознания на бумагу со всеми особенностями: обрывами фраз, резкими переходами, всплеском эмоций. Такое повествование дезориентирует читателя, но позволяет заглянуть в самые сокровенные уголки человеческой психики.
Рассмотрим подробнее отличия этих типов на конкретных литературных примерах.
Ярким образцом повествования от 1-го лица является роман "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. Весь рассказ ведется от имени главного героя Родиона Раскольникова. Читатель видит мир его глазами, понимает логику его поступков. При этом автор намеренно скрывает истинные мотивы других персонажей, заставляя Раскольникова и читателя лишь догадываться о них. Такая подача усиливает ощущение трагизма и обреченности героя.
В романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" чередуются два рассказчика. От 3-го лица ведется повествование об Анне, а от 1-го лица - об Левине. Это позволяет показать как внешнюю канву трагедии героини, так и внутреннюю драму героя. Читатель может сравнить два пути и две судьбы.
Ярчайшим примером использования "потока сознания" считается роман Джеймса Джойса "Улисс". Повествование насыщено многочисленными ассоциациями, видениями, внутренними монологами героя Леопольда Блума. Читателю приходится то и дело "всплывать" из этого хаотичного потока, чтобы понять - что же происходит в реальности с Блумом в тот день.
Кроме классических типов повествования, в литературе XX века появляются различные экспериментальные формы. В частности, распространяется повествование от 2-го лица, когда герой называет себя "ты". Это создает эффект отстранения, как будто он наблюдает со стороны свои действия. Также используется множественное повествование от 1-го лица, когда рассказ ведется от имени целой группы героев. И наконец, появляется множественное повествование от 3-го лица с переключениями "камеры" между разными персонажами.
Таким образом, можно выделить следующие основные функции различных типов повествования в литературном произведении:
1) Повествование от 1-го лица - сблизить читателя с внутренним миром героя, повысить степень достоверности.
2) Повествование от 3-го лица - раскрыть многогранность характеров, показать объективную картину событий.
3) Поток сознания - передать хаотичность человеческого сознания, вскрыть глубинные пласты психики.
4) Альтернативные формы - внести в повествование отстраненность, многоголосие, кинематографичность.
Грамотное сочетание и чередование разных типов повествования позволяет автору по-разному осветить события, углубить характеры, сделать книгу объемной и многоплановой. Читатель как бы переключается между различными ракурсами, взглядами, голосами - и эта полифония рождает эффект жизненной правдивости.